Улучшить руководство работой школ // Полярная правда. – 1953.- 19 нояб.

УЛУЧШИТЬ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ школ Закончилась первая и началась вторая четверть 1953— 1954 учебного года. Шко­ лы Мурманской области как и школы всей нашей страны, подвели итоги своей деятельности з а истекший период. Эти итоги в большинстве школ Кольского по­ луострова неудовлетворительны. Прежде всего, чрезвычайно низка успеваемость учащихся. Только в школах г. Мурманска отстает свыше четырех тысяч учащихся. Не лучше положение в школах Кандалакш­ ского, Кировского и других районов. В начале сентября текущего года со­ стоялась третья сессия областного Со­ вета депутатов трудящихся. Она всесто­ ронне обсудила вопрос «0 мерах улучше­ ния учебно-воспитательной работы в шко­ лах области». В решении сессии было от­ мечено, что состояние учебной и воспита­ тельной- работы в школах области продол­ жает оставаться неудовлетворительным и не отвечает возросшим требованиям. Сес­ сия указала на основные недостатки в де­ ятельности органов народного образования области. и педагогических коллективов школ. К крупнейшим из этих недостатков относятся неудовлетворительная постанов­ ка преподавания русского языка и мате­ матики, плохая организация внеклассной и внешкольной работы, отрыв изучения основ наук от политехнического обучения, низкий уровень воспитательной работы. Сессия областного Совета депутатов тру­ дящихся обязывала областной отдел на­ родного образования ликвидировать эти недостатки, навести порядок во всех шко­ лах области и повысить идейно-теоретиче­ ский уровень преподавания. В частности, сессия обязала заведующего облоно тов. Боброва улучшить работу с аппаратом от­ дела, направив его внимание нз улучшение руководства деятельностью районных и го­ родских отделов народного образования п школ. Птогн первой четверти учебного го­ да показали, что областной, а вместе с ним городские и районные отделы народного образования не обеспечили выполнения решений сессии. К осуществлению реше­ ния третьей сессии областного Совета депутатов трудящихся заведующий облоно тов. Бобров, его заместитель тов. Рыжов н ряд руководителей органов народного об­ разования подошли формально. Это прпве: ло б снижению успеваемости во многих школах Мурманска. Кандалакши, Ііиров- . ска и других городов и сел Кольского по­ луострова, к ухудшению дисциплины уча­ щихся. - • Обращает на себя внимание то обстоя­ тельство, что наиболее неблагополучное положение с успеваемостью и поведением детей можно наблюдать в школах област­ ного центра. А ведь эти школы находятся непосредственно в поле зрения облоно и должны служить примером, образцом для школ всей области. N В чем же причина такого положения? В том, что облоно и его руководители тт. Бобров и Рыжов еще мало изучают причи­ ны неудовлетворительной работы ряда го­ родских и районных отделов народного об­ разования, глубоко не анализируют дея­ тельность школ, почти не проводят орга­ низаторской работы, направленной на по­ вышение ответственности учителей за вы­ полнение ими своих задач. В работе облоно еще имеет место канцелярский метод ру­ ководства, вместо конкретного и опера­ тивного руководства. П этому методу следуют ^некоторые за­ ведующие городскими и районными отде- • лами народного образования. Так. заведу­ ющий Кандалакшским гороно тов.- Кушков направляет работу школ города путем прн- • казов и телефонных разговоров. В продол- .ѵ- женив учебной четверти он не сумел тща- : тельно разобраться с положением дел ни в • одной из школ и поэтому не мог оказать какого-либо влияния на улучшение их ра- • боты. Бак это ни странно но он до сего ,• времени безучастно относится к тому, что • некоторые, учителя чрезмерно перегруже- • ны уроками, не могут вследствие этого не . только проводить с учащимися какую-ли­ бо воспитательную работу, но и , вести . нормально преподавание. Не случайны поэ­ тому факты, когда учащиеся школы J5 2 и других ш£ол.Кандалакши обнаруживают . в .своих письменных работах ошибки, не замеченные учителями. На низком уровне ведется преподавание русского языка, математики, физики в ря- ■ де школ области. Ни областной, ни город- вания не предъявляют должной требова­ тельности к директорам школ в отноше­ нии безусловного соблюдения орфографи­ ческого режима. Не во всех школах Ки­ ровского, Териберского и Кольского ранс- нов преподавание основ наук связывается с политехническим обучением. Так, в школе 2ч* 2 г. Кировска не проводятся лабораторные работы но физике и х и м и и , однако это не тревожит ни облоно, ни рай­ онный отлет народного образования, ко­ торые до сего времени не помогли школе приобрести необходимое оборудование. Вне связи с жизнью, практикой ведется пре­ подавание биологии в МурмашпнскоГі, Бе- локаменской. Сайда-губской, Ура-губекой и других школах. Облоно не проявило достаточной заботы о педагогических кадрах и после то­ го, как начался учебный год, продолжало комплектовать учительские коллективы. Так, директор Кузоменской средней школы был направлен на работу в конце сентяб­ ря. Вследствие отсутствия учителей в не­ которых школах больше месяца не велось преподавание важнейших д и с ц и п л и н . Особенно большую нужду в учителях испытывали некоторые школы рабочей молодежи. Секретарь Кировского райкома КПСС тов. Крыпкпн в ответ на статью «Создать условия для учебы молодежи», напечатанную в «Полярной правде», сооб­ щил редакции 30 октября, что, «несмотря на неоднократные просьбы райкома пар­ тии и райисполкома, облоно .не направля­ ет в район учителей фпзики, химии и ли­ тературы. Пз 22 ппеподавателей вечерней школы, предусмотренных штатным распи­ санием, имеется только три преподавателя. Остальные предметы ведут учителя массо­ вых школ, имея большую перегрузку в уроках». Этот факт говорит не только о неблагополучном положении в школе ра­ бочей молодежи, но и о причинах плохой работы школ всеобщего обучения. Успеваемость учащихся зависит, прежде всего, от качества урока, от подготовки к нему учителя, от правильной организации учебного процесса. А это, в свою очередь, может быть достигнуто при конкретном, оперативном руководстве. Но такое руко­ водство немыслимо без государственного контроля. Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство обязывают органы народного образования поставить в качест­ ве важнейшей задачи инспектирование и организацию систематического оперативно­ го контроля над состоянием работы школ. Отделы народного образования обязаны в течение учебного года всесторонне прове­ рить не менее одного раза все школы об­ ласти. К сожалению, у нас в ряде случаев под­ линная проверка подменяется в иекоторых местах, например в Кировске, случай­ ными посещениями школ работниками от­ делов народного образования. Существует подобная практика и в облоно. Проводят­ ся такие посещения не для того, чтобы улучшить работу школы, помочь учитель­ скому коллективу, цать его деятельности нужное направление, а для того, чтобы собрать те пли иные сведения, необходимые для отчета, доклада и т. и. Выполнение указаний, данных после проверки, не кон­ тролируется. В этом одна из причин того, что многие школы области не справляются со своими задачами, не проводят достаточной работы с родителями учащихся, не борются за то, чтобы обучением были охвачены исе дети, чтобы все они успевали. Обучение и воспитание подрастающего поколения — дело всей общественности. Однако этого не понимают некоторые руко­ водители партийных и профсоюзных орга­ низаций. Руководители комбината «Апа­ тит», например, несмотря на неоднократ­ ные просьбы директора школы Л": 2, не помогли .ей в оборудовании учебных каби­ нетов. . Все органы народного образования на­ шей области и, прежде всего, облоно, все школы обязаны сделать серьезные выводы из итогов первой четверти учебного года и принять необходимые меры к обеспечению коренного перелома в ' постановке учебно- воспитательной работы. Задача горкомов и райкомов партии, городских и районных Советов депутатов трудящихся, партий­ ных, профсоюзных н комсомольских орга­ низаций — оказать всемерную помощь ПС шевс; За вол покрс извн: строи ГЭС, Вн вут : самоі" выси- стали Это - гу в< из с.- гидро связа бетой Волгі Ко, В. Ф, тенне желеі прете над г жайн: струі; толом мачт? укреі — Р возду Ма і; вы иачш ны. ' волос МИЛЛ! За рсва тонш тина, строе то 01 Дн каиа; Высо доби; СКО-5: и Вн выпо КЗ га L вут ские Тс среді в К] Влад бак» тепл жает щий груз* моик ремо <Вог тепл ды ■ «Во; скис н районные отделы- народного образо- школам в этом важнейшем деле К «Сті м ат ции И трак теле: меха ни я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz