Улучшить руководство работой школ // Полярная правда. – 1953.- 19 нояб.
УЛУЧШИТЬ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ школ Закончилась первая и началась вторая четверть 1953— 1954 учебного года. Шко лы Мурманской области как и школы всей нашей страны, подвели итоги своей деятельности з а истекший период. Эти итоги в большинстве школ Кольского по луострова неудовлетворительны. Прежде всего, чрезвычайно низка успеваемость учащихся. Только в школах г. Мурманска отстает свыше четырех тысяч учащихся. Не лучше положение в школах Кандалакш ского, Кировского и других районов. В начале сентября текущего года со стоялась третья сессия областного Со вета депутатов трудящихся. Она всесто ронне обсудила вопрос «0 мерах улучше ния учебно-воспитательной работы в шко лах области». В решении сессии было от мечено, что состояние учебной и воспита тельной- работы в школах области продол жает оставаться неудовлетворительным и не отвечает возросшим требованиям. Сес сия указала на основные недостатки в де ятельности органов народного образования области. и педагогических коллективов школ. К крупнейшим из этих недостатков относятся неудовлетворительная постанов ка преподавания русского языка и мате матики, плохая организация внеклассной и внешкольной работы, отрыв изучения основ наук от политехнического обучения, низкий уровень воспитательной работы. Сессия областного Совета депутатов тру дящихся обязывала областной отдел на родного образования ликвидировать эти недостатки, навести порядок во всех шко лах области и повысить идейно-теоретиче ский уровень преподавания. В частности, сессия обязала заведующего облоно тов. Боброва улучшить работу с аппаратом от дела, направив его внимание нз улучшение руководства деятельностью районных и го родских отделов народного образования п школ. Птогн первой четверти учебного го да показали, что областной, а вместе с ним городские и районные отделы народного образования не обеспечили выполнения решений сессии. К осуществлению реше ния третьей сессии областного Совета депутатов трудящихся заведующий облоно тов. Бобров, его заместитель тов. Рыжов н ряд руководителей органов народного об разования подошли формально. Это прпве: ло б снижению успеваемости во многих школах Мурманска. Кандалакши, Ііиров- . ска и других городов и сел Кольского по луострова, к ухудшению дисциплины уча щихся. - • Обращает на себя внимание то обстоя тельство, что наиболее неблагополучное положение с успеваемостью и поведением детей можно наблюдать в школах област ного центра. А ведь эти школы находятся непосредственно в поле зрения облоно и должны служить примером, образцом для школ всей области. N В чем же причина такого положения? В том, что облоно и его руководители тт. Бобров и Рыжов еще мало изучают причи ны неудовлетворительной работы ряда го родских и районных отделов народного об разования, глубоко не анализируют дея тельность школ, почти не проводят орга низаторской работы, направленной на по вышение ответственности учителей за вы полнение ими своих задач. В работе облоно еще имеет место канцелярский метод ру ководства, вместо конкретного и опера тивного руководства. П этому методу следуют ^некоторые за ведующие городскими и районными отде- • лами народного образования. Так. заведу ющий Кандалакшским гороно тов.- Кушков направляет работу школ города путем прн- • казов и телефонных разговоров. В продол- .ѵ- женив учебной четверти он не сумел тща- : тельно разобраться с положением дел ни в • одной из школ и поэтому не мог оказать какого-либо влияния на улучшение их ра- • боты. Бак это ни странно но он до сего ,• времени безучастно относится к тому, что • некоторые, учителя чрезмерно перегруже- • ны уроками, не могут вследствие этого не . только проводить с учащимися какую-ли бо воспитательную работу, но и , вести . нормально преподавание. Не случайны поэ тому факты, когда учащиеся школы J5 2 и других ш£ол.Кандалакши обнаруживают . в .своих письменных работах ошибки, не замеченные учителями. На низком уровне ведется преподавание русского языка, математики, физики в ря- ■ де школ области. Ни областной, ни город- вания не предъявляют должной требова тельности к директорам школ в отноше нии безусловного соблюдения орфографи ческого режима. Не во всех школах Ки ровского, Териберского и Кольского ранс- нов преподавание основ наук связывается с политехническим обучением. Так, в школе 2ч* 2 г. Кировска не проводятся лабораторные работы но физике и х и м и и , однако это не тревожит ни облоно, ни рай онный отлет народного образования, ко торые до сего времени не помогли школе приобрести необходимое оборудование. Вне связи с жизнью, практикой ведется пре подавание биологии в МурмашпнскоГі, Бе- локаменской. Сайда-губской, Ура-губекой и других школах. Облоно не проявило достаточной заботы о педагогических кадрах и после то го, как начался учебный год, продолжало комплектовать учительские коллективы. Так, директор Кузоменской средней школы был направлен на работу в конце сентяб ря. Вследствие отсутствия учителей в не которых школах больше месяца не велось преподавание важнейших д и с ц и п л и н . Особенно большую нужду в учителях испытывали некоторые школы рабочей молодежи. Секретарь Кировского райкома КПСС тов. Крыпкпн в ответ на статью «Создать условия для учебы молодежи», напечатанную в «Полярной правде», сооб щил редакции 30 октября, что, «несмотря на неоднократные просьбы райкома пар тии и райисполкома, облоно .не направля ет в район учителей фпзики, химии и ли тературы. Пз 22 ппеподавателей вечерней школы, предусмотренных штатным распи санием, имеется только три преподавателя. Остальные предметы ведут учителя массо вых школ, имея большую перегрузку в уроках». Этот факт говорит не только о неблагополучном положении в школе ра бочей молодежи, но и о причинах плохой работы школ всеобщего обучения. Успеваемость учащихся зависит, прежде всего, от качества урока, от подготовки к нему учителя, от правильной организации учебного процесса. А это, в свою очередь, может быть достигнуто при конкретном, оперативном руководстве. Но такое руко водство немыслимо без государственного контроля. Коммунистическая партия и Со ветское правительство обязывают органы народного образования поставить в качест ве важнейшей задачи инспектирование и организацию систематического оперативно го контроля над состоянием работы школ. Отделы народного образования обязаны в течение учебного года всесторонне прове рить не менее одного раза все школы об ласти. К сожалению, у нас в ряде случаев под линная проверка подменяется в иекоторых местах, например в Кировске, случай ными посещениями школ работниками от делов народного образования. Существует подобная практика и в облоно. Проводят ся такие посещения не для того, чтобы улучшить работу школы, помочь учитель скому коллективу, цать его деятельности нужное направление, а для того, чтобы собрать те пли иные сведения, необходимые для отчета, доклада и т. и. Выполнение указаний, данных после проверки, не кон тролируется. В этом одна из причин того, что многие школы области не справляются со своими задачами, не проводят достаточной работы с родителями учащихся, не борются за то, чтобы обучением были охвачены исе дети, чтобы все они успевали. Обучение и воспитание подрастающего поколения — дело всей общественности. Однако этого не понимают некоторые руко водители партийных и профсоюзных орга низаций. Руководители комбината «Апа тит», например, несмотря на неоднократ ные просьбы директора школы Л": 2, не помогли .ей в оборудовании учебных каби нетов. . Все органы народного образования на шей области и, прежде всего, облоно, все школы обязаны сделать серьезные выводы из итогов первой четверти учебного года и принять необходимые меры к обеспечению коренного перелома в ' постановке учебно- воспитательной работы. Задача горкомов и райкомов партии, городских и районных Советов депутатов трудящихся, партий ных, профсоюзных н комсомольских орга низаций — оказать всемерную помощь ПС шевс; За вол покрс извн: строи ГЭС, Вн вут : самоі" выси- стали Это - гу в< из с.- гидро связа бетой Волгі Ко, В. Ф, тенне желеі прете над г жайн: струі; толом мачт? укреі — Р возду Ма і; вы иачш ны. ' волос МИЛЛ! За рсва тонш тина, строе то 01 Дн каиа; Высо доби; СКО-5: и Вн выпо КЗ га L вут ские Тс среді в К] Влад бак» тепл жает щий груз* моик ремо <Вог тепл ды ■ «Во; скис н районные отделы- народного образо- школам в этом важнейшем деле К «Сті м ат ции И трак теле: меха ни я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz